IX. ВЗАИМОДЕЙСВИЕ С ВУЗАМИ
Научно-образовательный центр (НОЦ ИКИ РАН) обеспечивает организацию взаимодействия фундаментальной науки и образования, необходимого для обеспечения преемственности научных школ, сохранения и воспроизводства интеллектуального потенциала ИКИ РАН, привлечения в космическую физику талантливой молодежи из профильных ВУЗов.
В 2007 г. реализация программ НОЦ ИКИ РАН проводилась при поддержке Целевой программы РАН «Поддержка молодых ученых» и за счет собственных средств ИКИ РАН.
Деятельность НОЦ ИКИ РАН осуществляется по трем
направлениям.
1.
Базовая
кафедра ИКИ РАН в Московском физико-техническом институте (МФТИ).
Базовая кафедра Космическая физика Московского физико-технического института в ИКИ РАН существует более 30 лет. Основная тематика кафедры включает в себя следующие направления:
· астрофизика;
· физика планет солнечной системы;
· физика космической плазмы;
· солнечно-земные связи;
· исследование Земли из космоса.
Основные функции ИКИ РАН в работе со студентами кафедры Космической физики МФТИ:
- проведение на высоком педагогическом и методическом уровне лекционных, семинарских и практических занятий со студентами в соответствии с учебным планом МФТИ в аудиториях ИКИ РАН;
- выполнение научно-исследовательских работ (НИР) в соответствии с утвержденными в МФТИ программами и учебными планами студентами 4 курса (бакалавры), 5 и 6 курсов (магистры) и аспирантами кафедр;
- привлечение ведущих ученых и специалистов ИКИ РАН к научному руководству НИР, выполняемых студентами 4 курса (бакалавры), 5 и 6 курсов (магистры) и аспирантами кафедр;
- организация профориентационной работы со школьниками по развитию интереса к космическим исследованиям.
Научная работа студентов в ИКИ РАН осуществляется в два этапа. На первом этапе студенты младших курсов базовой кафедры знакомятся с научными направлениями ИКИ РАН, работая в качестве старших лаборантов исследователей в различных отделах института. Второй этап начитается после получения степени бакалавра, студенты переходят в научные отделы и лаборатории согласно выбранному ими научному направлению, где под непосредственным руководством ведущих ученых ИКИ РАН занимаются научными исследованиями, участвуют в конференциях, готовятся к защите степени магистра.
В 2007 г. разработаны и модифицированы программы ряда учебных лекционно-практических курсов для студентов профильных специальностей базовых кафедр, методические пособия по проведению работ лабораторного практикума НОЦ ИКИ РАН.
Кроме того, продолжено чтение выездного курса лекций «Введение в космическую физику» для студентов I-II курсов МФТИ (г. Долгопрудный), подготовленного ведущими специалистами ИКИ РАН и молодыми учеными-кандидатами наук.
2.
Взаимодействие
с вузами
Накопленный опыт работы НОЦ ИКИ РАН с МФТИ успешно развивается во
взаимодействии с другими вузами, в том числе из дальних регионов России и
зарубежными университетами: МИИГАиК, МПГУ им. В. И. Ленина, Факультет
почвоведения МГУ, Мехмат МГУ, Физфак МГУ, МГПУ, МАИ, Омский ГПУ, РГУ нефти и
газа им. И.М. Губкина, МИФИ, Калининградский ГУ, Адыгейский ГУ, Владимирский
ГТУ, Камчатский ГТУ, Оренбургский ГЭУ, Казанский ГУ, Харьковский НУ им.
В. Н. Каразина, Университет г. Санта-Мария (Бразилия). Такое сотрудничество позволяет привлечь талантливую
молодежь к научным исследованиям. Студенты занимаются научно-исследовательской работой по
индивидуальному графику под руководством научных работников ИКИ РАН, проходят
практику, готовят дипломные проекты, участвуют в научно-исследовательских
проектах.
Основные формы сотрудничества ИКИ РАН с высшими учебными заведениями:
- руководство научно-исследовательской работой студентов;
- обмен научно-педагогическими кадрами для чтения лекций, проведения семинаров, участие в Государственных аттестационных и экзаменационных комиссиях;
- проведение всех видов практик со студентами, магистрантами, аспирантами;
- консультирование и руководство подготовкой курсовых работ, дипломных работ и проектов.
3.
Работа с
молодыми учеными
НОЦ ежегодно организует конференции и школы молодых ученых, по вопросам исследования и использования космического пространства, организует участие молодых ученых ИКИ РАН в работе профильных школ и конференций, в том числе – международных, представление полученных результатов.
В 2007 г. были проведены:
1.
IV-я
Конференция молодых ученых «Фундаментальные и прикладные космические
исследования», посвященная Дню космонавтики (12 апреля 2007 г.).
В конференции приняли участие молодые ученые и аспиранты ИКИ РАН, базовых
кафедр МФТИ, а также МГУ им. М.В. Ломоносова, МИФИ, МГПУ, МВТУ им. Баумана.
Было представлено 44 доклада, в том числе 15 устных и 29 стендовых. По
результатам конференции изданы тезисы докладов молодых ученых.
2. Школа молодых ученых в рамках мероприятий Международного форума «50 лет Космической эры. Космос: наука и проблемы XXI века» 1-5 октября 2007 г. По программе Школы изданы видео-лекции и презентации докладов.
3. Школа молодых ученых в рамках Пятой Юбилейной Объединенной Всероссийской открытой конференции «Современные проблемы дистанционного зондирования земли из космоса» (12-16 ноября 2007 г.). По результатам конференции изданы наглядные учебные материалы.
4.
Ежегодная Студенческая Научная конференция МФТИ, сектор
космической физики (30 ноября 2007 г.). Участниками были представлены 5 устных
докладов, организовано их обсуждение и круглый стол.
В рамках
деятельности НОЦ ИКИ РАН в 2007 г. более десяти молодых ученых ИКИ РАН были
направлены на различные всероссийские и международные конференции с докладами
по научным результатам их работы. Среди них такие, как Генеральная ассамблея
Европейского геофизического союза (Вена, Австрия, 15–20 апреля 2007 г.),
XXIV Генеральная ассамблея Международного союза геофизики и геодезии (Перуджа,
Италия, 02-13 июля 2007 г.), Международный симпозиум «Международный гелиофизический
год-2007: Новый взгляд на солнечно-земную физику» (Звенигород, Московская обл.,
5-11 ноября 2007 г.),
В 2007 г.
молодые ученые ИКИ РАН принимали участие в работе школ, организованных другими как
российскими, так и зарубежными научными центрами:
1. 6-я Школа КОСПАР повышения квалификации
молодых ученых в области космической физики «Солнечно-Земные связи: аппаратура
и методики измерений» (Синая, Румыния, 4-16 июня 2007 г.);
2. 3-я Школа Современной Астрофизики (АКЦ
ФИАН, Пущино, Московская обл., 2-13 июля 2007 г.)
Кроме того, в рамках семинара НОЦ ИКИ РАН проводятся Циклы лекций ведущих ученых ИКИ РАН и приглашенных российских и зарубежных ученых по актуальным вопросам космической физики и смежных фундаментальных и технологических направлений. В 2007 г. были организованы следующие циклы:
1. «Осесимметричные стационарные течения в компактных астрофизических объектах (профессор, доктор физ.-мат. наук Василий Семенович Бескин, ФИАН).
2. «Волны в анизотропных средах» (профессор, доктор физ.-мат. наук Юрий Александрович Кравцов, ИКИ РАН).
4.
Участие НОЦ
ИКИ РАН в Программах Министерства образования и науки РФ
В 2007 г. НОЦ ИКИ РАН начал работы в рамках «Информатизация системы образования» (ИСО) Министерства образования и науки РФ по проекту «Формирование тематической коллекции цифровых образовательных ресурсов – дидактических материалов на основе спутниковых данных дистанционного зондирования Земли из космоса для использования в процессе обучения географии в общеобразовательной школе для включения в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов».
Проект предусматривает создание дополняющих иллюстративных материалов по курсу школьной географии, основанных на актуальных научных данных и выполненных с помощью современных презентационных технологий.
5.
Модернизация
материальной базы НОЦ ИКИ РАН
ИКИ РАН проводит постоянную модернизацию материальной базы НОЦ.
В 2007 г. был проведен ремонт двух больших лабораторных залов НОЦ, в которых будут размещены модернизированные приборные установки учебного лабораторного практикума факультетского цикла, выделены помещения под размещение лабораторных учебно-научных установок, производилась их компоновка, настройка и отладка.
Закуплены комплекты лицензионного программного обеспечения, как общего назначения, так и обучающего характера, для оснащения индивидуальных рабочих мест молодых ученых и компьютеризации учебного процесса.