Исследование источника “Дорога”

  1. Содержание и основные выводы.
  2. Вид шлейфа при разных условиях.
  3. Концентрации на разных высотах
  4. Эффект озон-лимитирующего подхода
  5. Окрестность дороги: частая сетка
Таблица 1 То же, в виде таблицы. Цветокод: зеленым – от 1 до 2, желтым – от 2 до 5, красным – свыше 5 мг/м3.
Таблица 2 Распределение концентраций по дальности и высоте при разных метеоусловиях. Дальность – абсцисса (0-1 км слева направо), высота – ордината (0-20 м). Площадные источники. Начальная дисперсия 2. Нормировка концентраций на 1 мг/м3.
Таблица 3 Зависимость концентрации от метеоусловий (абсцисса: скорость ветра от 1 до 27 м/с, ордината: устойчивость от 1 до 6) на разных удалениях от источника (столбцы) и на разных высотах (строки). Нормировка концентраций на 10 мг/м3 (красный цвет).
Таблица 4 Зависимость концентрации от дальности (0-1 км) для различных метеоусловий: скорости ветра (столбцы) и устойчивости (строки). Концентрация с учетом OLM – синим цветом, без учета (с полным преобразованием NO в NO2) – красным цветом.
Рисунок 1 Концентрации на разных расстояниях от условного шоссе (абсцисса) и при разных метеоусловиях (ордината). Источники – объемные, начальная дисперсия 0. Нормировка: красный цвет – 10 мг/м3.
Рисунок 2 То же, нормировка: красный цвет – 1 мг/м3.
Рисунок 3 То же, источники – площадные, начальная дисперсия 0.
Рисунок 4 То же, источники – площадные, начальная дисперсия 2.
Рисунок 5 Расположение “частой сетки” на карте города.
Рисунок 6 Концентрация NO2 от дороги. Максимум почасовых. По г-с. Отношение расчета без OLM к расчету по OLM. Максимум нормировки (красный цвет) – 6, минимум (фиолетовый) - 2.
Рисунок 7 Концентрация NO2 от дороги. Среднегодовые. По г-с. Отношение расчета без OLM к расчету по OLM. Максимум нормировки (красный цвет) – 3, минимум (фиолетовый) - 1.
Рисунок 8 Концентрация NO2 от дороги. Максимум почасовых. По г-с. Отношение расчета без OLM к расчету по OLM. Одно поперечное сечение частой сетки в направлении, перпендикулярном дороге. Ширина рисунка – 1500 м.
Рисунок 9 Концентрация NO2 от дороги. Среднегодовые. По г-с. Отношение расчета без OLM к расчету по OLM. Одно поперечное сечение частой сетки в направлении, перпендикулярном дороге. Ширина рисунка – 1500 м.
Рисунок 10 Концентрация NO2 от дороги. Максимум почасовых. По г-с. Отношение расчета без OLM к расчету по OLM. Совокупность всех поперечных сечений частой сетки в направлении, перпендикулярном дороге. Ширина рисунка – 1500 м.
Рисунок 11 Концентрация NO2 от дороги. Среднегодовые. По г-с. Отношение расчета без OLM к расчету по OLM. Совокупность всех поперечных сечений частой сетки в направлении, перпендикулярном дороге. Ширина рисунка – 1500 м.

Содержание и основные выводы.

Данный раздел посвящен детальному исследованию концентраций, создаваемых источником “Дорога”, и их зависимости от различных факторов моделирования. Необходимость такого исследования возникает потому, что дорога, как показал предварительный (скрининговый) анализ, - наиболее мощный источник загрязнения и одновременно наиболее сложный для моделирования объект. Последнее обстоятельство связано как с тем, что физика рассеивания загрязнителей от транспортного потока вообще сложнее и чувствительнее к различным факторам, чем физика рассеивания горячих выбросов из высоких труб, так и с тем, что для транспорта нет такой детальной информации о выбросе, как в ПДВ для предприятий.

Для изучения зависимости концентрации от факторов модели применяется стилизованный аналог дороги: прямолинейный отрезок длиной 1 км, причем исследуется только случай ветра, перпендикулярного дороге. Для изучения абсолютной величины концентрации и ее зависимости от реальных метеоусловий, сезона и т.д. применяется та же более или менее реалистичная модель Носовихинского шоссе, что и в основном корпусе расчетов. В обоих случаях дорога – единственный рассматриваемый источник.

Концентрации в зависимости от расстояния до шоссе и метеоусловий. Применяется стилизованный аналог дороги. Расчет проводился для “условного шоссе” длиной 1 км, разбитого на 50 источников с выбросом 1 г/с каждый, отстоящих друг от друга на 20 м. Источники могли моделироваться как площадные или объемные. 50 датчиков с индексами B0-B49 располагались по прямой перпендикулярно шоссе с интервалом 20 м. Высота датчиков по умолчанию 0 м. Метеоусловия: скорость ветра 1 – 27 м/с, направление – вдоль линии датчиков, устойчивость – от 1 (А) до 6 (F), высота инверсии – 400 и 1000 м.

Рисунок 1 и Рисунок 2 показывают результаты моделирования при использовании объемных источников. Данные одни и те же, но Рисунок 1 использует цветокодирование в интервале примерно 1-10 мг/м3, что позволяет различать изменение концентраций вблизи шоссе, а Рисунок 2 использует цветокодирование в интервале примерно 0.1-1 мг/м3, что позволяет различать изменение концентраций на удалении в несколько сот метров от шоссе. Абсолютные величины выброса и соответственно концентраций для “условного шоссе” примерно в 4 раза больше, чем для оксида углерода в реалистической модели шоссе.

Видно, что наиболее опасной ситуацией является низкая скорость ветра – 1-2 м/с – и высокие категории устойчивости –5-6. При этом на удалении 100-200 м от шоссе получаются примерно в 5 раз большие концентрации, чем при высокой скорости ветра (примерно 5 м/с) или низкой устойчивости (1-2). Зависимости от высоты приподнятой инверсии практически нет, как и должно быть для приземного холодного источника.

Рисунок 3 и Рисунок 4 показывают результаты аналогичных расчетов для аппроксимации отрезков шоссе площадными, а не объемными источниками: Рисунок 3 – считая начальную вертикальную дисперсию загрязнителей, вызванную движением автомобилей, равной нулю, а Рисунок 4 – равной 2 м. Эти результаты представлены также не только в графической, но и в числовой форме (Таблица 1). Поскольку влияние высоты инверсии незначительно, они приводятся только для высоты инверсии 400 м.

Влияние высоты датчика. Традиционно все расчеты рассеяния выполняются, как правило, так, чтобы получить концентрации на поверхности земли. Для наиболее часто моделируемых источников – высоких труб – неважно, что имеется в виду под “приземной концентрацией” - концентрация на высоте 0 м или 10 м над уровнем земли. Однако для транспорта – холодного приземного источника – это обстоятельство может оказаться существенным. Поэтому мы провели расчет вертикального распределения концентраций на разных удалениях от “стилизованного шоссе” и при разных метеоусловиях. Поверхность земли считалась плоской и рассматривался диапазон высот над ней 0 – 20 м, что соответствует этажности типовой жилой застройки. Таблица 2 приводит результаты в виде цветокодированных двумерных сечений, перпендикулярных шоссе и поверхности земли.

Профиль концентрации с высотой довольно сложным образом зависит от удаления от источника и от метеоусловий: скорости ветра и устойчивости. Несколько упрощая, можно суммировать основные особенности профилей следующим образом.

Таким образом, к сожалению, как раз при наиболее критичных для оценки риска условиях и вертикальный профиль концентраций от дороги выражен наиболее сильно. Это требует конкретного учета высоты, на которой происходит экспозиция разных групп населения в окрестности дороги: этажа проживания, сценария передвижений в течение суток и т.д. В данной работе исходные данные для построения сценария экспозиции отсутствовали, да и в ближайшее время трудно рассчитывать на их появление. Поэтому следует понимать все результаты данной работы по территориям вблизи шоссе как условные, приведенные к нулевой высоте. “Вблизи шоссе” означает для среднегодовых оценок расстояния до 300-400 м, а для максимальных почасовых оценок, связанных, как отмечалось, в основном с неблагоприятными метеоусловиями, – до 1 км. Наиболее важные максимальные среднесуточные концентрации и риски можно, вероятно, считать не зависящими от вертикального профиля при удалениях свыше 500-600 м от шоссе.

Таблица 3 дает те же данные в другой форме, более удобной для рассмотрения конкретной точки, находящейся на определенном удалении от шоссе и на определенной высоте. Для трех значений удаления от 50 до 200 м и трех значений высоты от 0 до 10 м приведены зависимости концентрации от метеоусловий: скорости ветра и устойчивости. Каждая такая зависимость имеет вид цветокодированной таблицы значений концентрации, и надо просто для интересующей точки выбрать соответствующую таблицу, чтобы оценить, какие метеоусловия являются опасными и безопасными для этой точки.

Влияние озон-лимитирующего подхода. Как известно, автомобили выбрасывают в основном оксид азота, который превращается в диоксид азота постепенно, одновременно с рассеянием в атмосфере, причем катализатором этого процесса и ограничителем его эффективности служит атмосферный озон. Для учета этого процесса имеется специальная версия программы расчета рассеяния ISC3ST – так называемая OLM-версия (от ozone limiting method) ISC3_OLM. Весь основной корпус расчетов для диоксида азота в данной работе проводился с учетом этого процесса. Однако поскольку эффект “озонного ограничения” зависит от концентрации озона, которая известна неточно, имеет значительные сезонные и суточные вариации и т.д., мы посчитали целесообразным оценить влияние этого процесса на концентрации диоксида азота, чтобы затем оценить ожидаемые неопределенности. Это тем более важно, что именно диоксид азота является основным загрязнителем в данной работе.

Таблица 4 приводит для различных метеоусловий (скорость ветра 2 и 5 м/с, все категории устойчивости) графики зависимости концентраций диоксида азота от дальности до “стилизованного шоссе” с учетом “озонного ограничения” и без учета, т.е. в предположении мгновенного и полного превращения оксида азота в диоксид. Нас интересовали не абсолютные значения концентрации, а эффективность “озонного ограничения” в зависимости от дальности. Поэтому для графиков была выбрана автоматическая нормировка: вертикальный масштаб на каждом графике свой, равный максимуму концентрации. Результаты можно резюмировать следующим образом.

В основном корпусе наших расчетов использовалась фиксированная концентрация озона: 45 ppb. По данным многолетних наблюдений в средней полосе России, реальные концентрации озона варьируют примерно между 20-30 и 70-80 ppb, имеют значительную сезонность (максимум летом) и всякого рода нерегулярные пики. Значительное повышение концентрации озона означает отход от графиков варианта “OLM” (Таблица 4) и приближение к графикам варианта “без OLM”. К сожалению, как следует из сказанного выше, такого рода неопределенности сказываются именно на наиболее существенных для оценки риска ситуациях с пиковыми концентрациями. См. о них подробнее в соответствующем разделе.

Сравнение расчетов с использованием и без использования OLM проведено не только для “стилизованного шоссе”, но и для основной использованной в данной работе реалистичной модели Носовихинского шоссе. Для повышения пространственного разрешения поперек шоссе (что существенно в этом исследовании) расчет проводился на специальной сетке с более мелкими делениями перпендикулярно шоссе (Рисунок 5). Рисунок 6 приводит результаты для максимума почасовых концентраций диоксида азота, а Рисунок 7 – для среднегодовых концентраций диоксида азота. Также для сравнения приведены те же данные в более удобной форме графика поперечного сечения сетки перпендикулярно дороге: Рисунок 8 и Рисунок 9 – для одного сечения, Рисунок 10 и – для совокупности всех сечений сетки.

Эти результаты позволяют оценить эффект OLM для реальной совокупности метеоусловий, использованных в расчетах, и для реальной конфигурации шоссе. Основные выводы следующие.

Вид шлейфа при разных условиях.

Рисунок 1 Концентрации на разных расстояниях от условного шоссе (абсцисса) и при разных метеоусловиях (ордината). Источники – объемные, начальная дисперсия 0. Нормировка: красный цвет – 10 мг/м3.

Рисунок 2 То же, нормировка: красный цвет – 1 мг/м3.

Рисунок 3 То же, источники – площадные, начальная дисперсия 0.

Рисунок 4 То же, источники – площадные, начальная дисперсия 2.

Таблица 1 То же, в виде таблицы. Цветокод: зеленым – от 1 до 2, желтым – от 2 до 5, красным – свыше 5 мг/м3.
  0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240 260 280 300 320 340 360 380 400 420 440 460 480
Stability 1
1 м/с 400 1 7.8 5.3 4 3.3 2.7 2.3 2 1.7 1.6 1.4 1.3 1.2 1.1 0.96 0.89 0.81 0.75 0.69 0.64 0.6 0.56 0.52 0.48 0.45 0.42
2 м/с 400 1 3.9 2.7 2 1.6 1.4 1.1 0.99 0.87 0.78 0.7 0.63 0.58 0.53 0.48 0.44 0.41 0.37 0.35 0.32 0.3 0.28 0.26 0.24 0.22 0.21
3 м/с 400 1 2.6 1.8 1.3 1.1 0.9 0.76 0.66 0.58 0.52 0.46 0.42 0.38 0.35 0.32 0.3 0.27 0.25 0.23 0.21 0.2 0.19 0.17 0.16 0.15 0.14
5 м/с 400 1 1.6 1.1 0.81 0.65 0.54 0.46 0.4 0.35 0.31 0.28 0.25 0.23 0.21 0.19 0.18 0.16 0.15 0.14 0.13 0.12 0.11 0.1 0.096 0.089 0.083
7 м/с 400 1 1.1 0.76 0.58 0.47 0.39 0.33 0.28 0.25 0.22 0.2 0.18 0.16 0.15 0.14 0.13 0.12 0.11 0.099 0.092 0.086 0.079 0.074 0.068 0.064 0.059
9 м/с 400 1 0.86 0.59 0.45 0.36 0.3 0.25 0.22 0.19 0.17 0.15 0.14 0.13 0.12 0.11 0.098 0.09 0.083 0.077 0.072 0.067 0.062 0.057 0.053 0.05 0.046
12 м/с 400 1 0.65 0.44 0.34 0.27 0.23 0.19 0.17 0.15 0.13 0.12 0.11 0.096 0.088 0.08 0.074 0.068 0.062 0.058 0.054 0.05 0.046 0.043 0.04 0.037 0.035
15 м/с 400 1 0.52 0.35 0.27 0.22 0.18 0.15 0.13 0.12 0.1 0.093 0.084 0.077 0.07 0.064 0.059 0.054 0.05 0.046 0.043 0.04 0.037 0.034 0.032 0.03 0.028
18 м/с 400 1 0.43 0.3 0.22 0.18 0.15 0.13 0.11 0.097 0.086 0.077 0.07 0.064 0.058 0.053 0.049 0.045 0.042 0.039 0.036 0.033 0.031 0.029 0.027 0.025 0.023
21 м/с 400 1 0.37 0.25 0.19 0.16 0.13 0.11 0.095 0.083 0.074 0.066 0.06 0.055 0.05 0.046 0.042 0.039 0.036 0.033 0.031 0.029 0.026 0.025 0.023 0.021 0.02
24 м/с 400 1 0.32 0.22 0.17 0.14 0.11 0.096 0.083 0.073 0.065 0.058 0.053 0.048 0.044 0.04 0.037 0.034 0.031 0.029 0.027 0.025 0.023 0.021 0.02 0.019 0.017
27 м/с 400 1 0.29 0.2 0.15 0.12 0.1 0.085 0.074 0.065 0.057 0.052 0.047 0.043 0.039 0.036 0.033 0.03 0.028 0.026 0.024 0.022 0.021 0.019 0.018 0.017 0.015
Stability 2
1 м/с 400 2 9.7 6.8 5.2 4.2 3.6 3.1 2.7 2.4 2.2 2 1.9 1.7 1.6 1.5 1.4 1.3 1.2 1.2 1.1 1.1 1 0.96 0.92 0.88 0.84
2 м/с 400 2 4.8 3.4 2.6 2.1 1.8 1.5 1.4 1.2 1.1 1 0.93 0.86 0.8 0.74 0.7 0.66 0.62 0.59 0.56 0.53 0.51 0.48 0.46 0.44 0.42
3 м/с 400 2 3.2 2.3 1.7 1.4 1.2 1 0.91 0.81 0.74 0.67 0.62 0.57 0.53 0.49 0.46 0.44 0.41 0.39 0.37 0.35 0.34 0.32 0.31 0.29 0.28
5 м/с 400 2 1.9 1.4 1 0.85 0.72 0.62 0.55 0.49 0.44 0.4 0.37 0.34 0.32 0.3 0.28 0.26 0.25 0.23 0.22 0.21 0.2 0.19 0.18 0.18 0.17
7 м/с 400 2 1.4 0.97 0.74 0.61 0.51 0.44 0.39 0.35 0.32 0.29 0.26 0.24 0.23 0.21 0.2 0.19 0.18 0.17 0.16 0.15 0.14 0.14 0.13 0.13 0.12
9 м/с 400 2 1.1 0.75 0.58 0.47 0.4 0.34 0.3 0.27 0.25 0.22 0.21 0.19 0.18 0.16 0.15 0.15 0.14 0.13 0.12 0.12 0.11 0.11 0.1 0.098 0.093
12 м/с 400 2 0.8 0.56 0.43 0.35 0.3 0.26 0.23 0.2 0.18 0.17 0.15 0.14 0.13 0.12 0.12 0.11 0.1 0.098 0.093 0.089 0.084 0.08 0.076 0.073 0.07
15 м/с 400 2 0.64 0.45 0.35 0.28 0.24 0.21 0.18 0.16 0.15 0.13 0.12 0.11 0.11 0.099 0.093 0.087 0.083 0.078 0.074 0.071 0.067 0.064 0.061 0.059 0.056
18 м/с 400 2 0.54 0.38 0.29 0.24 0.2 0.17 0.15 0.14 0.12 0.11 0.1 0.095 0.088 0.082 0.077 0.073 0.069 0.065 0.062 0.059 0.056 0.053 0.051 0.049 0.047
21 м/с 400 2 0.46 0.32 0.25 0.2 0.17 0.15 0.13 0.12 0.11 0.096 0.088 0.081 0.076 0.071 0.066 0.062 0.059 0.056 0.053 0.051 0.048 0.046 0.044 0.042 0.04
24 м/с 400 2 0.4 0.28 0.22 0.18 0.15 0.13 0.11 0.1 0.092 0.084 0.077 0.071 0.066 0.062 0.058 0.055 0.052 0.049 0.047 0.044 0.042 0.04 0.038 0.037 0.035
27 м/с 400 2 0.36 0.25 0.19 0.16 0.13 0.11 0.1 0.09 0.082 0.075 0.069 0.063 0.059 0.055 0.052 0.049 0.046 0.043 0.041 0.039 0.037 0.036 0.034 0.033 0.031
Stability 3
1 м/с 400 3 13 9.1 7.1 5.9 5 4.4 3.9 3.5 3.2 2.9 2.7 2.5 2.3 2.2 2.1 1.9 1.8 1.8 1.7 1.6 1.5 1.5 1.4 1.4 1.3
2 м/с 400 3 6.4 4.6 3.6 2.9 2.5 2.2 1.9 1.7 1.6 1.4 1.3 1.2 1.2 1.1 1 0.97 0.92 0.88 0.84 0.8 0.77 0.74 0.71 0.68 0.66
3 м/с 400 3 4.2 3 2.4 2 1.7 1.5 1.3 1.2 1.1 0.97 0.89 0.83 0.77 0.73 0.69 0.65 0.62 0.59 0.56 0.53 0.51 0.49 0.47 0.46 0.44
5 м/с 400 3 2.5 1.8 1.4 1.2 1 0.87 0.77 0.7 0.63 0.58 0.54 0.5 0.46 0.44 0.41 0.39 0.37 0.35 0.34 0.32 0.31 0.29 0.28 0.27 0.26
7 м/с 400 3 1.8 1.3 1 0.84 0.72 0.62 0.55 0.5 0.45 0.41 0.38 0.36 0.33 0.31 0.29 0.28 0.26 0.25 0.24 0.23 0.22 0.21 0.2 0.2 0.19
9 м/с 400 3 1.4 1 0.79 0.65 0.56 0.49 0.43 0.39 0.35 0.32 0.3 0.28 0.26 0.24 0.23 0.22 0.21 0.2 0.19 0.18 0.17 0.16 0.16 0.15 0.15
12 м/с 400 3 1.1 0.76 0.59 0.49 0.42 0.36 0.32 0.29 0.26 0.24 0.22 0.21 0.19 0.18 0.17 0.16 0.15 0.15 0.14 0.13 0.13 0.12 0.12 0.11 0.11
15 м/с 400 3 0.85 0.61 0.47 0.39 0.33 0.29 0.26 0.23 0.21 0.19 0.18 0.17 0.15 0.15 0.14 0.13 0.12 0.12 0.11 0.11 0.1 0.098 0.094 0.091 0.088
18 м/с 400 3 0.71 0.51 0.4 0.33 0.28 0.24 0.22 0.19 0.18 0.16 0.15 0.14 0.13 0.12 0.11 0.11 0.1 0.098 0.093 0.089 0.085 0.082 0.079 0.076 0.073
21 м/с 400 3 0.61 0.43 0.34 0.28 0.24 0.21 0.18 0.17 0.15 0.14 0.13 0.12 0.11 0.1 0.098 0.093 0.088 0.084 0.08 0.076 0.073 0.07 0.067 0.065 0.063
24 м/с 400 3 0.53 0.38 0.3 0.24 0.21 0.18 0.16 0.14 0.13 0.12 0.11 0.1 0.097 0.091 0.086 0.081 0.077 0.073 0.07 0.067 0.064 0.061 0.059 0.057 0.055
27 м/с 400 3 0.47 0.34 0.26 0.22 0.19 0.16 0.14 0.13 0.12 0.11 0.099 0.092 0.086 0.081 0.076 0.072 0.068 0.065 0.062 0.059 0.057 0.055 0.052 0.051 0.049
Stability 4
1 м/с 400 4 16 13 10 8.8 7.6 6.8 6.1 5.5 5.1 4.7 4.4 4.1 3.8 3.6 3.4 3.3 3.1 3 2.9 2.8 2.7 2.6 2.5 2.4 2.3
2 м/с 400 4 8.1 6.5 5.2 4.4 3.8 3.4 3 2.8 2.5 2.3 2.2 2 1.9 1.8 1.7 1.6 1.6 1.5 1.4 1.4 1.3 1.3 1.2 1.2 1.2
3 м/с 400 4 5.4 4.3 3.5 2.9 2.5 2.3 2 1.8 1.7 1.6 1.5 1.4 1.3 1.2 1.1 1.1 1 0.99 0.95 0.92 0.88 0.85 0.82 0.8 0.77
5 м/с 400 4 3.2 2.6 2.1 1.8 1.5 1.4 1.2 1.1 1 0.94 0.87 0.82 0.77 0.72 0.68 0.65 0.62 0.6 0.57 0.55 0.53 0.51 0.49 0.48 0.46
7 м/с 400 4 2.3 1.9 1.5 1.3 1.1 0.97 0.87 0.79 0.73 0.67 0.62 0.58 0.55 0.52 0.49 0.47 0.44 0.43 0.41 0.39 0.38 0.37 0.35 0.34 0.33
9 м/с 400 4 1.8 1.4 1.2 0.98 0.85 0.75 0.68 0.62 0.56 0.52 0.48 0.45 0.43 0.4 0.38 0.36 0.35 0.33 0.32 0.31 0.29 0.28 0.27 0.27 0.26
12 м/с 400 4 1.4 1.1 0.87 0.73 0.64 0.56 0.51 0.46 0.42 0.39 0.36 0.34 0.32 0.3 0.29 0.27 0.26 0.25 0.24 0.23 0.22 0.21 0.21 0.2 0.19
15 м/с 400 4 1.1 0.86 0.7 0.59 0.51 0.45 0.41 0.37 0.34 0.31 0.29 0.27 0.26 0.24 0.23 0.22 0.21 0.2 0.19 0.18 0.18 0.17 0.16 0.16 0.15
18 м/с 400 4 0.9 0.72 0.58 0.49 0.42 0.38 0.34 0.31 0.28 0.26 0.24 0.23 0.21 0.2 0.19 0.18 0.17 0.17 0.16 0.15 0.15 0.14 0.14 0.13 0.13
21 м/с 400 4 0.77 0.62 0.5 0.42 0.36 0.32 0.29 0.26 0.24 0.22 0.21 0.19 0.18 0.17 0.16 0.16 0.15 0.14 0.14 0.13 0.13 0.12 0.12 0.11 0.11
24 м/с 400 4 0.68 0.54 0.44 0.37 0.32 0.28 0.25 0.23 0.21 0.2 0.18 0.17 0.16 0.15 0.14 0.14 0.13 0.12 0.12 0.11 0.11 0.11 0.1 0.1 0.097
27 м/с 400 4 0.6 0.48 0.39 0.33 0.28 0.25 0.23 0.21 0.19 0.17 0.16 0.15 0.14 0.13 0.13 0.12 0.12 0.11 0.11 0.1 0.098 0.095 0.092 0.089 0.086
Stability 5
1 м/с 400 5 18 15 13 11 9.7 8.7 7.9 7.2 6.7 6.2 5.8 5.5 5.2 4.9 4.7 4.5 4.3 4.1 4 3.8 3.7 3.6 3.5 3.4 3.3
2 м/с 400 5 8.8 7.6 6.5 5.5 4.8 4.3 3.9 3.6 3.3 3.1 2.9 2.7 2.6 2.5 2.3 2.2 2.1 2.1 2 1.9 1.9 1.8 1.7 1.7 1.6
3 м/с 400 5 5.9 5.1 4.3 3.7 3.2 2.9 2.6 2.4 2.2 2.1 1.9 1.8 1.7 1.6 1.6 1.5 1.4 1.4 1.3 1.3 1.2 1.2 1.2 1.1 1.1
5 м/с 400 5 3.5 3 2.6 2.2 1.9 1.7 1.6 1.4 1.3 1.2 1.2 1.1 1 0.98 0.94 0.9 0.86 0.83 0.8 0.77 0.74 0.72 0.7 0.68 0.66
7 м/с 400 5 2.5 2.2 1.8 1.6 1.4 1.2 1.1 1 0.96 0.89 0.83 0.79 0.74 0.7 0.67 0.64 0.61 0.59 0.57 0.55 0.53 0.51 0.5 0.48 0.47
9 м/с 400 5 2 1.7 1.4 1.2 1.1 0.96 0.87 0.8 0.74 0.69 0.65 0.61 0.58 0.55 0.52 0.5 0.48 0.46 0.44 0.43 0.41 0.4 0.39 0.38 0.36
12 м/с 400 5 1.5 1.3 1.1 0.92 0.81 0.72 0.66 0.6 0.56 0.52 0.49 0.46 0.43 0.41 0.39 0.37 0.36 0.34 0.33 0.32 0.31 0.3 0.29 0.28 0.27
15 м/с 400 5 1.2 1 0.86 0.74 0.65 0.58 0.52 0.48 0.45 0.42 0.39 0.37 0.35 0.33 0.31 0.3 0.29 0.28 0.27 0.26 0.25 0.24 0.23 0.23 0.22
18 м/с 400 5 0.98 0.85 0.72 0.62 0.54 0.48 0.44 0.4 0.37 0.35 0.32 0.31 0.29 0.27 0.26 0.25 0.24 0.23 0.22 0.21 0.21 0.2 0.19 0.19 0.18
21 м/с 400 5 0.84 0.72 0.62 0.53 0.46 0.41 0.37 0.34 0.32 0.3 0.28 0.26 0.25 0.23 0.22 0.21 0.2 0.2 0.19 0.18 0.18 0.17 0.17 0.16 0.16
24 м/с 400 5 0.73 0.63 0.54 0.46 0.4 0.36 0.33 0.3 0.28 0.26 0.24 0.23 0.22 0.21 0.2 0.19 0.18 0.17 0.17 0.16 0.15 0.15 0.15 0.14 0.14
27 м/с 400 5 0.65 0.56 0.48 0.41 0.36 0.32 0.29 0.27 0.25 0.23 0.22 0.2 0.19 0.18 0.17 0.17 0.16 0.15 0.15 0.14 0.14 0.13 0.13 0.13 0.12
Stability 6
1 м/с 400 6 19 18 16 15 13 12 11 10 9.6 8.9 8.4 8 7.6 7.3 6.9 6.7 6.4 6.2 5.9 5.7 5.5 5.4 5.2 5.1 4.9
2 м/с 400 6 9.6 8.9 8.2 7.4 6.7 6.1 5.6 5.1 4.8 4.5 4.2 4 3.8 3.6 3.5 3.3 3.2 3.1 3 2.9 2.8 2.7 2.6 2.5 2.5
3 м/с 400 6 6.4 5.9 5.4 4.9 4.5 4.1 3.7 3.4 3.2 3 2.8 2.7 2.5 2.4 2.3 2.2 2.1 2.1 2 1.9 1.8 1.8 1.7 1.7 1.6
5 м/с 400 6 3.8 3.6 3.3 3 2.7 2.4 2.2 2.1 1.9 1.8 1.7 1.6 1.5 1.5 1.4 1.3 1.3 1.2 1.2 1.1 1.1 1.1 1 1 0.98
7 м/с 400 6 2.7 2.5 2.3 2.1 1.9 1.7 1.6 1.5 1.4 1.3 1.2 1.1 1.1 1 0.99 0.95 0.91 0.88 0.85 0.82 0.79 0.77 0.74 0.72 0.7
9 м/с 400 6 2.1 2 1.8 1.6 1.5 1.4 1.2 1.1 1.1 0.99 0.94 0.89 0.85 0.81 0.77 0.74 0.71 0.68 0.66 0.64 0.62 0.6 0.58 0.56 0.55
12 м/с 400 6 1.6 1.5 1.4 1.2 1.1 1 0.93 0.86 0.8 0.75 0.7 0.67 0.63 0.61 0.58 0.56 0.53 0.51 0.49 0.48 0.46 0.45 0.43 0.42 0.41
15 м/с 400 6 1.3 1.2 1.1 0.99 0.89 0.81 0.74 0.69 0.64 0.6 0.56 0.53 0.51 0.48 0.46 0.44 0.43 0.41 0.4 0.38 0.37 0.36 0.35 0.34 0.33
18 м/с 400 6 1.1 0.99 0.91 0.82 0.75 0.68 0.62 0.57 0.53 0.5 0.47 0.44 0.42 0.4 0.39 0.37 0.36 0.34 0.33 0.32 0.31 0.3 0.29 0.28 0.27
21 м/с 400 6 0.91 0.85 0.78 0.71 0.64 0.58 0.53 0.49 0.45 0.43 0.4 0.38 0.36 0.35 0.33 0.32 0.3 0.29 0.28 0.27 0.26 0.26 0.25 0.24 0.23
24 м/с 400 6 0.8 0.74 0.68 0.62 0.56 0.51 0.46 0.43 0.4 0.37 0.35 0.33 0.32 0.3 0.29 0.28 0.27 0.26 0.25 0.24 0.23 0.22 0.22 0.21 0.2
27 м/с 400 6 0.71 0.66 0.6 0.55 0.5 0.45 0.41 0.38 0.35 0.33 0.31 0.3 0.28 0.27 0.26 0.25 0.24 0.23 0.22 0.21 0.21 0.2 0.19 0.19 0.18

Концентрации на разных высотах

Таблица 2 Распределение концентраций по дальности и высоте при разных метеоусловиях. Дальность – абсцисса (0-1 км слева направо), высота – ордината (0-20 м). Площадные источники. Начальная дисперсия 2. Нормировка концентраций на 1 мг/м3.

Устойчивость 1, ветер 2 м/с

Устойчивость 1, ветер 5 м/с

Устойчивость 2, ветер 2 м/с

Устойчивость 2, ветер 5 м/с

Устойчивость 3, ветер 2 м/с

Устойчивость 3, ветер 5 м/с

Устойчивость 4, ветер 2 м/с

Устойчивость 4, ветер 5 м/с

Устойчивость 5, ветер 2 м/с

Устойчивость 5, ветер 5 м/с

Устойчивость 6, ветер 2 м/с

Устойчивость 6, ветер 5 м/с

Таблица 3 Зависимость концентрации от метеоусловий (абсцисса: скорость ветра от 1 до 27 м/с, ордината: устойчивость от 1 до 6) на разных удалениях от источника (столбцы) и на разных высотах (строки). Нормировка концентраций на 10 мг/м3 (красный цвет).

Дальность 50 м, высота 10 м.

Дальность 100 м, высота 10.

Дальность 200 м, высота 10.

Дальность 50 м, высота 5 м.

Дальность 100 м, высота 5.

Дальность 200 м, высота 5.

Дальность 50 м, высота 0.

Дальность 100 м, высота 0.

Дальность 200 м, высота 0.

Эффект озон-лимитирующего подхода

Таблица 4 Зависимость концентрации от дальности (0-1 км) для различных метеоусловий: скорости ветра (столбцы) и устойчивости (строки). Концентрация с учетом OLM – синим цветом, без учета (с полным преобразованием NO в NO2) – красным цветом.
  2 м/с 5 м/с
1
2
3
4
5
6

Окрестность дороги: частая сетка

Для улучшения разрешения поперек трассы использовалась сетка с клетками размером 700 м вдоль трассы и 150 м – поперек трассы. В отличие от рассмотренной выше “условной трассы”, использовались те же данные о выбросах, что и в основном корпусе расчетов.

Рисунок 5 Расположение “частой сетки” на карте города.

Рисунок 6 Концентрация NO2 от дороги. Максимум почасовых. По г-с. Отношение расчета без OLM к расчету по OLM. Максимум нормировки (красный цвет) – 6, минимум (фиолетовый) - 2.

Рисунок 7 Концентрация NO2 от дороги. Среднегодовые. По г-с. Отношение расчета без OLM к расчету по OLM. Максимум нормировки (красный цвет) – 3, минимум (фиолетовый) - 1.

Рисунок 8 Концентрация NO2 от дороги. Максимум почасовых. По г-с. Отношение расчета без OLM к расчету по OLM. Одно поперечное сечение частой сетки в направлении, перпендикулярном дороге. Ширина рисунка – 1500 м.

Рисунок 9 Концентрация NO2 от дороги. Среднегодовые. По г-с. Отношение расчета без OLM к расчету по OLM. Одно поперечное сечение частой сетки в направлении, перпендикулярном дороге. Ширина рисунка – 1500 м.

Рисунок 10 Концентрация NO2 от дороги. Максимум почасовых. По г-с. Отношение расчета без OLM к расчету по OLM. Совокупность всех поперечных сечений частой сетки в направлении, перпендикулярном дороге. Ширина рисунка – 1500 м.

Рисунок 11 Концентрация NO2 от дороги. Среднегодовые. По г-с. Отношение расчета без OLM к расчету по OLM. Совокупность всех поперечных сечений частой сетки в направлении, перпендикулярном дороге. Ширина рисунка – 1500 м.