Объединение усилий научно-технических коллективов, владеющих высокими технологиями, различных государств, для решения совместной, сложной, научно-инженерной задачи является высоко эффективным мероприятием, дает существенную экономию средств и быстро приводит к положительным результатам. В первую очередь это относится к стремительно развивающимся отраслям космических исследований.

По согласованному решению руководителей государств космические агентства России и США, исходя из актуальности темы, силами специалистов работающих в космических отраслях организовали и успешно провели большую совместную программу под условным названием “Мир-Шаттл“, “Мир-НАСА“.

Космический корабль (КК) Шаттл и орбитальная станция (ОС) “Мир“ были изначально созданны независимо друг от друга и при проектировании не предполагались стыковки и их единая работа. Поэтому все научно-инженерные решения направленные на решение проблемы совместимости и технологические процессы разработанные для претворения этих решений, методы использованные для их выполнения, опыт, полученный в результате совместных полетов, все это является новым в космической индустрии и впервый раз было реализовано в мировой практике.

Впервые проводилось совместное управление, выполняемыми полетами. При этом процесс сближения и стыковки осуществлялся более чем сто тонными космическими аппаратами, а группы управления полетом, удаленные на тысячи километров, преодолевая различие в подходах к решению инженерно-технических задач работали в реальном времени , как единый слаженный механизм.

Впервые объединившись, для реализации столь крупного проекта. специалисты в области создания и эксплуатации пилотируемых космических аппаратов достигли значительных успехов. На созданном впервые в мире длительно используемом космическом комплексе, с мощной многоразовой транспортной системой, была развернута уникальная программа научных исследований, которая по многим темам дала солидные научные результаты, сблизила крупные коллективы ученых, оказала существенную практическую помощь для создания программы научных исследований разрабатываемой для МКС. Совместно проделанная работа показывает специалистам других передовых областей, научных знаний и высоких технологий сколь крупных результатов можно достичь в достаточно короткое время.

Для достижения таких результатов была разработана эффективная структура совместных рабочих групп. Помимо группы руководства проектом было выявлено несколько главных направлений деятельности. Основными из них являлись:

Таким образом, шаг за шагом, начиная с автономного полета “Дискавери” в 1994 г. эта программа успешно развивалась и была завершена в 1998 г. В процессе этой программы с помощью КК Шаттл на ОС “Мир” было доставлено более двух тонн научной аппаратуры, специальный космический модуль, т.н. стыковочный отсек (СО), большое количество сменяемых элементов для обеспечения жизнедеятельности, пищи и около пяти тонн воды. В интересах программы американские астронавты и российские космонавты совершили совместно несколько выходов в открытый космос, проводя ремонтные работы, востанавливая и снимая научную аппаратуру на наружной поверхности станции. Космические корабли Шаттл и Союз осуществляли смену экипажей экспедиций и возвращение на Землю результатов научных исследований.

С самого начала совместной работы стало очевидным, что одной из наиболее сложных задач будет проблема совместимости бортовых систем КК Шаттл и ОС “Мир”. В виду значительных различий в устройстве бортовых систем корабля и станции потребовалось заново провести всеобъемлющую инженерную оценку всех предстоящих планируемых полетных операций.

Наиболее сложные технические проблемы, потребовавшие разработки новых методик анализа и/или/ новых математических моделей, возникали, как правило, в следующих областях:

Успешное управление ориентацией связки “Мир-Шаттл”, являлось значительным научным достижением программы. Состыкованные космические аппараты с суммарной массой близкой к 250 тоннам были самым большим космическим комплексом, когда-либо находившимся на орбите. Совместная программа продемонстрировала успешную работу усовершенствованных систем управления ориентацией и движением, разработанных для управления большими гибкими космическими конструкциями, и показала возможность использования этих систем для управления при проектировании МКС.

Одним из самых значительных испытаний совместной работы была координация управления КА между двумя центрами управления полетами. Развитию прочных рабочих взаимоотношений между двумя группами управления способствовало проведение полноценных сложных тренировок, а так же создания, с хорошим качеством каналов связи между ЦУПами. Для обеспечения четкого взаимодействия были созданы в главных залах управления специальные места для специалистов другой стороны. Операции в реальном масштабе времени при проведении полетов проводились в рамках соглашения, что ни один из кораблей, и ни один из ЦУПов не руководили совместными действиями. ЦУП-М контролировал и имел полномочие на руководство ОС "Мир", а ЦУП-Х был ответственен за Шаттл. Подобным образом, командир Шаттла был ответственен за Шаттл и экипаж, и командир ОС "Мир" был таким же образом ответственен за свой корабль и экипаж. Была разработана процедура информацией между центрами управления полетами, определяющие моменты докладов и времена принятия решений. Кроме того, использование консультативных групп предоставило возможность проведения, при необходимости, совместных детальных, технических обсуждений. Успешное завершение целого ряда полетов, с учетом практических сложностей, служит доказательством технических и организационных возможностей обеих сторон.

В ходе реализации программы около 150 ведущих научно-исследовательских центров планеты были представлены в следующих основных научных направлениях:

В целом, исходя из анализа всей выполненной программы можно сделать следующие основные выводы:

Безусловно, это только основные выводы из проделанной работы и постоянно продолжающийся анализ проведенной программы принесет свои результаты, положительные и отрицательные, даст ответы и поставит новые вопросы.