Заимствованный для МКС опыт российско-американского сотрудничества по программе “Мир-НАСА” представлен в таблице. Здесь выделено 11 блоков, в каждом из которых имеются определенные достижения.
В первом блоке рассмотрено применение корабля Шаттл для транспортно-технического обеспечения орбитальной станции. Это наиболее значительное достижение.
В девяти полетах Шаттла к “Миру” отработано несколько вариантов стыковки. Шаттл стыковался к станции в трех ее конфигурациях: к модулю “Кристалл”, на осевом и боковых узлах, и к стыковочному отсеку, пристыкованному к модулю “Кристалл”.
За девять полетов им доставлено на станцию 22,9 тонн грузов, включая крупногабаритный стыковочный отсек.
Полученный опыт доставки и возвращения российских грузов практически полностью будет использован в фазе 2, т.к. системы Российского сегмента МКС во многом аналогичны установленным на станции “Мир”.
И, наконец, в этом блоке надо сказать об опыте совместного управления Шаттлом и “Миром” из ЦУПа в г. Королев и ЦУПа в Хьюстоне.
Во втором блоке отражен опыт взаимодействия международных экипажей, в том числе при проведении внекорабельной деятельности.
Третий блок очень важен, т.к. полученный опыт обеспечения длительной работы систем станции “Мир” в космосе уникален. Станция “Мир” летает тринадцатый год и некоторые особенности, например, биокоррозия трубопроводов системы терморегулирования (СТР) проявились только на 12-ом году.
Полученный опыт позволил внедрить мероприятия по обеспечению 15-ти летнего и 10-ти летнего этапа эксплуатации по таким основным системам и агрегатам модулей МКС как :
• СТР;
• бортовая кабельная сеть,
• объединенная двигательная установка,
• герметичный корпус,
• насосы,
• клапана,
• аппаратура управления остронаправленной антенны.
Учитывая, что этот опыт получен в реальном полете орбитальной станции он бесценен.
То же самое можно сказать о четвертом блоке.
Конечно, никто специально не планировал аварийные ситуации на станции, однако опыт из ликвидации безусловно является большим вкладом в программу МКС.
В пятом блоке отмечены направления совместных работ при наземной подготовке грузов.
Приобретенный опыт совместных предполетных испытаний сложных грузов, в частности стыковочного отсека, будет использован в программе МКС при подготовке к транспортировке на Шаттле российской научно-энергетической платформы НЭП и ее солнечных батарей.
Шестой блок посвящен рассмотрению вопросов изучения окружающей среды на станции с помощью американской аппаратуры.
В седьмом блоке собраны вопросы интеграции российских и американских грузов. Интеграция грузов проходила в двух направлениях:
• разработка и использование на станции “Мир” доставляемого американского оборудования и средств жизнеобеспечения;
• постоянное увеличение номенклатуры грузов партнеров в национальных средствах транспортировки.
Восьмой блок посвящен созданию большого количества совместных документов выпущенных по программе “МИР-НАСА”. Так только по операциям их выпускается более полутора десятков к каждому полету.
Девятый блок обобщает полученный опыт по совместному управлению комплексом “МИР-ЩАТТЛ” из двух ЦУПов.
Десятый блок объединяет достижения в выполнении научной программы.
Одиннадцатый блок посвящен опыту совмещения двух технических школ создания космической техники, ранее развивавшихся самостоятельно.
Несмотря на то, что в ходе реализации программы фазы 1 пришлось испытать несколько очень серьезных нештатных ситуаций было обеспечено выполнение четырех основных целей Программы, обозначенных в ее начале, а именно:
• научились работать вместе с международными партнерами;
• уменьшили риск при разработке космической станции;
• специалисты НАСА приобрели опыт работы во время продолжительных полетов;
• выполнена обширная научная программа.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что без осуществления программ “МИР-Шаттл”, “МИР-НАСА” станция “Мир” давно бы прекратила свое существование, а целый ряд высококлассных специалистов потеряли бы свои рабочие места.